Powered By Blogger

пятница, 4 февраля 2011 г.

Выученная беспомощность или заглянуть в себя и увидеть другого.

Почему мы часто отступаем перед трудностями? Почему нам так страшно начинать новое дело или увидеть себя в новой роли? Почему крылатое выражение многих десятилетий на нашей земле "Не было бы хуже!"?

 В психологии есть такой термин "выученная беспомощность".
Это особенность поведения, которая приобретается, если на человека оказывается систематическое негативное воздействие, ИЗБЕЖАТЬ КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ. Войны, природные катаклизмы, тирания в семье, всевозможные реформы, уничтожающие планы и надежды человека, самодурство начальников, чиновников, покушение на свободу личности, осуществляемое государством и так далее. Человек становится беспомощным, если привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности - это нормальное явление и на их возникновение повлиять невозможно. Условиями , при которых возникает беспомощность, являются непредсказуемость событий и, соответственно, невозможность оказывать на них влияние. А если мои действия бесполезны в принципе, зачем я буду пытаться что-то менять, правильно?


Историческое развитие страны на протяжении 20 века разрушительно повлияло на менталитет нации, сделав возможным появление выученной беспомощности, которая, в свою очередь, является одной из причин депрессий. Причём депрессия также становится нормой. Человек улыбается, разговаривает, что-то делает, но внутри у него зловещая пустота, в которой нет никакой надежды на возможность что-то поменять в своей жизни.

Откуда взялся этот монстр? 

Источника, по крайней мере два и сначала идёт наше любимое воспитание. Сначала воспитывают нас, а потом мы - собственных детей и близких. 
  "   Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему"
 - писал Мишель Монтень и роль родителей в этом процессе невозможно переоценить.

Если мы хотим обучить беспомощности своих родных и близких, то максимально сужаем их инициативу. За все дела берёмся сами и сопровождаем высказываниями, что никто, кроме нас, не способен ничего нормально сделать. Если вопреки нашему желанию, кто-то что-то сделает сам, тут же демонстрируем с презрительной улыбкой свое превосходство, прокомментировав, припасенной к случаю, ехидной фразой. Идеален крик, он особенно хорошо действует на детей. Не надо сдерживаться, надо демонстрировать другим свое превосходство. Мы же умеем все в этой жизни. В отличие от некоторых.

Если противно кричать, то можно добиться прекрасных результатов и без крика. Окружаем всех абсолютно безграничной заботой! Если кто-то захочет что-то сделать сам, смотрим на него встревоженным взглядом и вздыхаем. Главное - это показать близким бесполезность их попыток, ведь результат-то предсказуем!

Еще очень хорошо хвалить. Неважно, хороший поступок, плохой, все равно хвалите, всегда и за все.  Что человек ни сделает, хвалите. Скажем, если Вы одинаково хвалите ребенка за то, что он хорошо ест и за то, что убирает свои игрушки и вещи, будьте уверены, что очень скоро он выберет хорошо есть, а на вещи и игрушки плюнет, поскольку во втором случае от него требуются усилия. А зачем трудиться, если точно такую же похвалу он получит без усилий и даже с удовольствием? К тому же человечек потеряет всю возможную ориентацию в окружающем мире и в самом себе - какие поступки улучшают мой мир и меня, а какие - напротив, прибавляют боли.

Выученную беспомощность формируют:
1. Отсутствие последствий. Что бы ребенок не сделал, он не получает отклика. Разница "хороший - плохой, нужный - ненужный, вредный - полезный" перестаёт быть критерием личной полезности и сами критерии теряются, так как любые  действия ребенка оказываются словно несуществующими.  Формируется отношение : "  Какая разница, что делать, всё равно это никому не нужно."

2. Одинаковые последствия. Если ребёнок, при действиях, различных по затрате усилий души и интеллекта, получает одинаковые последствия, то вскоре ему не нужно будет преодолевать себя для того, чтобы расти и развиваться. Его способности окажутся невостребованными и жизнь не будет представлять для него никакого интереса - "всё равно ничего не изменится".

3. Отсутствие связи между действием и последствием действия. Если ребёнок провинился, а мы ему объясняем смысл его проступка спустя три часа, то надо запомнить, что он не только ничего не поймёт, но и потеряет критерии ориентации. Время прошло, его поступок уже не кажется ему проступком, он вообще может уже о нём забыть и вдруг он получает информацию о том, что он был не прав и так делать нельзя. Так возникает комплекс вины и возрастающее со временем отношение к чему бы то ни было: "Я во всём виноват!"


Выученная беспомощность - вирус, он распространяется на все сферы жизни человека, независимо от той, в которой сформировался. Надуманная невозможность уйти с нелюбимой работы переходит в неудачи в личной жизни, создаёт бытовые проблемы.

Второй источник - государство. Не одно поколение советских людей жило в условиях, когда всё необходимое давало государство, неважно, какой ценой. Тем более, сравнивая сегодняшнюю "чернуху" с тем, что было двадцать лет назад, "предыдущая" страна явно опережает теперешнюю по популярности. Соцопросы показывают, что большинство граждан считают государство не выполняющим свои обязанности.

Молодые люди, оставленные на попечение бабушек, когда их родители пытались найти себя в новых условиях, сейчас входят во взрослую жизнь, испытывая ностальгию по детству и той заботе, которая связана с особенностями бабушкиного воспитания. От них же им передалась ностальгия о том времени, когда за них всё кто-то решал, когда государство обеспечивало квартирой, когда не было проблем с трудоустройством, не было необходимости искать средства для оплаты образования. И само образование не теряло своей ценности на протяжении целой жизни.

После распада СССР возникло новое общество, в котором ответственность за свою жизнь, за достижение успеха ложится на самого человека, что требует собственных усилий. Ни государство, ни общество, ни родственники не в состоянии помочь человеку научиться принимать ответственность за свою жизнь на себя. Свобода принимать решения, даже если они кому-то не нравятся, привлекает далеко не всех. Многие предпочитают находиться как бы в анабиозе, внутренне убедив себя в том, что так будет не всегда, вот пройдёт немного времени и жизнь изменится. Разумеется, чудесным образом, по мановению волшебной палочки. И дают возможность проходить самой жизни, которая вместе с собой уносит время, силы и надежды.

По социологическим исследованиям, около 90% граждан не считают себя ответственными в полной мере за то, что с ними происходит.  Они рассчитывают не столько на результаты собственного труда, сколько на некое чудо, которое должно произойти, чтобы их жизнь изменилась в лучшую сторону. Отсюда многочисленные депрессии, разрушенные семьи, хроническая усталость многих и многих людей.

Очень многие уверены в том, что все проблемы должно решать государство либо кто-то еще, но только не каждый на своем месте. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, неустроенность в жизни. 

Какими должны быть функции государства в нормальной общественной модели? Обеспечить людям возможность себя реализовать, то есть, государство должно позаботиться о том, чтобы были доступны кредиты для ведения самостоятельного бизнеса, программы, которые позволяют пройти определенное обучение, платное или бесплатное, чтобы законодательство было прозрачным, чтобы было возможно действовать. Но пока государство не  справляется с этими функциями, чем усиливает проблему беспомощности людей. Постоянные налоговые изменения (скорее, растущее бремя!), коррумпированность чиновников отнюдь не способствуют активности людей в развитии малого бизнеса.

Беспомощность влияет на очень многие особенности жизни человека: на то, как он воспринимает мир, какие цели перед собой ставит и каким образом стремится к их осуществлению, на отношение к своему здоровью и т.д. В конечном счете от степени беспомощности зависит не только успех в жизни, но и здоровье...

Возникает беспомощность не просто от неприятностей, а именно из приобретенного опыта невозможности на них влиять или контролировать, поэтому и называется выученной. То самое ощущение, когда земля уходит из-под ног и человек ощущает себя песчинкой, несущейся по воле ветров. Человек, испытывая это состояние, переживает всю эмоциональную палитру своей ничтожности и беззащитности. А там, где в действие вступает эмоциональная память - рациональные действия парализуются.

Даже очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением, привела к стойкой и длительной депресии.

Депрессия развивается в случае, если человек переносит опыт одной конкретной случившейся неудачи на любые другие, которые еще, возможно, только случатся. В том, что они будут, человек не сомневается. Его установка на обязательность неудач основана на уверенности в том, что в них повинен только он, в то время, как свой успех он может просто игнорировать, приписывая его стечению обстоятельств.

Пессимизм отличается от выученной беспомощности. Пессимист может прекрасно справляться со своими обязанностями и даже самосовершенствоваться, просто его набор психических установок и мировоззрение далёки от того, чтобы приравнивать себя к части мира. Он всегда либо выше (а значит, мир несовершенен и люди ничтожны), либо ниже ("где я, а где-шейх"). И, хоть это и связано с самооценкой, но, большей частью эта модель восприятия мира в негативном свете присвоена им в раннем детстве и не осознается им самим. При этом, пессимист вполне может быть самостоятельным и даже ответственным, т.е. способен принимать решения и нести за них ответственность.

Человек же с выученной беспомощностью всегда чья-то тень - родителей, мужа, жены, начальника и т.д. Он будет делать то, о чём его попросят, но только для того, чтобы лишний раз доказать себе и другим, что толку от него никакого нет.

Интересно, что выученная беспомощность может появиться и тогда, когда возникают интенсивные поощрения человека вне зависимости от его действий и их последствий. То есть, думая, что мы даём ему аванс на будущее для веры в собственные силы, поощряя ради поощрения, на самом деле мы укрепляем его веру в непредсказуемость внешнего мира, а значит, и в невозможность на него влиять.

У человека в этом состоянии отсутствует ответственность. А это, в свою очередь, говорит о нравственной и социальной незрелости личности. Ведь сделанный человеком выбор, каким бы он не был, принятое решение означает готовность человека взять на себя ответственность не только за выполнение решения, но и за последствия, в том числе и за те, которые он не мог предусмотреть. 

Чувства долга и совести, умение осуществлять самоконтроль и самоуправление - все это также сопровождает ответственность. "  Если человек никому и ничего не должен, то он никому и ничего не может".   Мы - части целого и по отдельности становимся раковой клеткой.

На любой стадии выполнения собственного решения есть риск, что предполагает наличие у человека мужества, особенно в случае неудачи. 

Так что же такое ответственность? Часто приходится слышать "Я - свободный человек, я ни за что не отвечаю. Мне это не надо". Осмелюсь утверждать, что к свободе это заявление не имеет никакого отношения. У настоящей личной свободы всегда обратная сторона - ответственность. И, когда родители или государство принимают ответственность за своих граждан или детей на себя, они лишают детей и граждан личной свободы. Даже если граждане и дети хотят этого, всё же это не оправдывает ни родителей, ни государство, поскольку формирует бессознательное перекладывание решения собственных проблем на чужие плечи. И, соответственно, формируют выученную беспомощность.

Но выученная беспомощность - не приговор. Как другие люди могут помочь человеку вновь найти ориентиры в жизни, так и он сам может начать создавать себе новую программу жизни. Это трудно, но, как показывает сама жизнь, легкие пути бывают только у других. И эти же слова, возможно, другие говорят о нас. Внутренняя работа скрыта от посторонних глаз и мы видим в других лишь результат этих внутренних усилий, но ничего не зная об этих усилиях, говорим о человеке :" Конечно, у него всё просто! У него всё есть!"  Цена же этого всего нас не интересует, нам важно подчеркнуть собственные трудности на фоне чужой лёгкости.


Если мы захотим выбираться из этой беспомощности, то научиться доверять в первую очередь самому себе - первый шаг к принятию ответственности на себя за собственную жизнь. Дать возможность себе набивать шишки, сводя к минимуму критику и обвинения себя самого, переводя внимание на свои действия, внимательно их анализируя. Выбираться из под привычного взгляда на мир сложно и трудно, но необходимо, если заставить себя понять, что сама по себе жизнь - одна и каждый день делает нас старше, начиная с самого рождения.

Как важно успеть почувствовать состояние "я уже знаю, но ещё могу"   и дать этому "могу" возможность реализоваться. Доверие к миру вырабатывается легко. Впрочем, так же, как и недоверие. Склонность человека, у которого однажды украли кошелёк, видеть в каждом потенциального вора, приведёт только к паранойе. Знание же того, что в этом мире есть всё, в том числе и воры, позволит ему быть более внимательным к своим вещам. 


Искусственное насаждение индивидуализма в 90-е годы ("каждый сам за себя") привело к дальнейшему разрушению человека и росту стрессов, поскольку человек от Природы - существо социальное. И общество ему необходимо так же, как воздух и вода. Как необходимо знание, что, если что-то случится, человеку обязательно помогут. Поэтому, наше одиночество в мире - иллюзия, и мы сами воздвигаем барьер между собой и людьми, формируя эту самую выученную беспомощность и идя на поводу у тех, кто формирует модель поведения социума. Но кто сказал, что формируемая свыше модель поведения является благом для этого самого социума?

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь:
СТАРИК: Жизнь - это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость.
ВНУК: А какой же волк в конце концов побеждает?
СТАРИК: Тот, которого ты кормишь...

Определить "своего волка" несложно. Обычно наедине с самим собой мы не врём, поскольку это бессмысленно. Понять, что он нам даёт, как личности, а что неумолимо забирает, также несложно, достаточно просто захотеть перемен. Помогает продолжение олицетворения того и другого: если у Вас страх, ненависть, зло, неприязнь, то конечными пунктами обязательно будут одиночество, бедность, болезни. Если же любовь, уважение, доброта и радость - то доверие к миру, уверенность в его постоянной поддержке никогда не дадут пропасть. Жизнь непредсказуема, но нам никто ничего не обещал, а единственное, что мы можем изменить - только себя самих.

Несмотря на непрерывно растущий вал ежедневных проблем и невзгод, людям хочется чувствовать себя хорошо. Жизнь трудна, и мы ищем спасительные средства, которые помогали бы нам каждый день. Все большее число людей стремится не преодолевать очередные трудности, а получать внешнюю стимуляцию для убаюкивания ("Всё будет хорошо!") и не предпринимать собственных усилий. Различные тренинги по личностному росту и развитию представляются идеальным решением проблемы.

Но, к сожалению для очень многих все эти психологические тренинги, различные программы по лидерству и саморазвитию не более чем утренняя чашка кофе, которая дает кратковременный душевный подъем. Человек получает небольшую дозу чего-то жизненно необходимого, что дает ему временное улучшение. Но после того как очередная доза получена, ему становится отчаянно необходима следующая. И, если человек после такого тренинга, спустя время, отчаянно ждёт следующего - это серьезный сигнал зависимости и развития выученной беспомощности.

Мотивация, которая привнесена извне, равно как заимствованная надежда, очень быстро проходит.  Тем не менее люди продолжают тратить деньги на мотивационные семинары и различные программы самопомощи, для того чтобы получить свою ежемесячную или ежевечернюю порцию призрачной надежды.

Мотивационная отрасль как иллюзия психологической помощи обеспечивает себе ежегодный доход в 24 миллиарда долларов. Однако такая привычка скоро становится вредной, как и любое пристрастие!

Психология давно уже установила, что только внутренняя работа является тем основанием, на котором строится весь фундамент самосовершенствования. Посредством внутреннего самосовершенствования, человек приобретает навыки работы над своими душевными качествами, он становится более устойчив внутренне, более целенаправлен и спокоен. И это очень важно, особенно в наше беспокойное время, когда кругом и всюду все куда-то спешат и торопятся. 

Мы совершенно разучились радоваться красотам природы, людям, наша внутренняя тишина постоянно нарушается какими-то шумами и звуками. И вернуться к этой внутренней тишине и обрести спокойствие  нам может помочь только самостоятельная внутренняя работа. Другие лишь могут указать нам путь, но пройти по нему каждый из нас должен сам.  

Иначе беспомощность перейдёт в безнадежность, которая  высасывает жизненные соки и энергию из своего носителя. 

Множество людей в нашем обществе выросло без всякой надежды когда-нибудь разорвать тот замкнутый круг, к которому они привыкли с детства. Они ставят под сомнение сам вопрос достижения какой-либо значимости, предпочитая плавание в сером море посредственности. Они чувствуют все нарастающее отчаяние по поводу собственной жизни, собственного будущего и будущего своих детей. Вместо того чтобы смело броситься на преодоление препятствий, все большее количество людей оказывается в этот момент мотивационно опустошенными. Они просто сдаются.


Но без движения вперёд жизнь умирает.  Любое отклонение от своего пути есть невосполнимая потеря времени, жизненных сил и возможностей, в конечном итоге, отказ от собственной жизни. Множество людей продолжают жить внешне, умирая внутри.

Не брать на себя ответственность, не думать о самореализации, закрыться в своём маленьком мирке и жить в иллюзии, что этот мирок не коснутся ветры и перемены. "Не было бы хуже!", а о "лучше" думать не стоит. Но, защищая себя от перемен, человек забывает, что,  в действительности, перемены не кончаются никогда.  Изменения постоянны, жизнь требует от человека соответствовать ей и меняться. Только тогда возможна эволюция, только тогда возможно развитие. Желание передохнуть у человека вполне оправданно, главное, чтобы передышка не затянулась, иначе жизнь снова может сделать резкий поворот и человек окажется на очередном распутье.

Выученная беспомощность ослабевает перед уверенностью, что неудачи ВОЗМОЖНЫ в принципе, мало того, они - НОРМАЛЬНЫ  и могут быть связаны как с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, так и с собственной ошибкой, но они возможны только здесь и  сегодня, а успех определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. 

Жизнь в тепличных условиях на протяжении длительного времени, отсутствие проблем, требующих от человека серьезных интеллектуальных усилий и изобретательности, - и  выученная беспомощность перед лицом трудностей наступает очень быстро (несмотря на положительный, на первый взгляд, предшествующий опыт). Это доказывают многочисленные психические срывы у тех, кто никогда или давно не испытывает материальных проблем.


Но если человек сталкивается с действительно трудными проблемами, требующими мобилизации его интеллектуальных, моральных, душевных  и физических сил и справляется ХОТЯ БЫ С ЧАСТЬЮ из них - выученная беспомощность неспособна поселиться в его поведении, особенно если такая тренировка происходит в детстве.

Развивается при этом важнейшая способность к поисковому поведению, поисковой активности, направленной на изменение трудной ситуации. Очень важно, что при этом отсутствует  прогноз результатов собственной деятельности, но постоянно учитывается уже достигнутый результат. ("Да, это не получилось, но зато я тут справился" и т.п.) Причем, важна именно поисковая активность как процесс, независимо от  результата. Она повышает сопротивляемость организма и к болезням, и к выученной беспомощности, которая представляет собой отказ от поиска. 

Выученная беспомощность кормится неизменными и легкими удачами - ведь при этом формируется предсказуемый нужный результат и отпадает необходимость в поисковой активности. Как следствие,  иммунитет к трудностям ослабевает и выученная беспомощность расцветает пышным цветом. Усиливается она и от постоянных поражений, преследующих с раннего детства - при этом формируется неизменный отрицательный прогноз и также обесценивается поисковая активность. 

Чередование же побед и поражений, как это обычно происходит в жизни, способствует формированию зависимости результатов от собственных усилий, а это  способствует тренировке поисковой активности, и, следовательно, к невозможности появления выученной беспомощности.

Поисковая активность стимулируется задачами, имеющими не одно, а множество решений. Чем более трудна задача, чем ближе она к творческой и чем дальше от однозначной формальной логики, тем важнее для ее решения поисковая активность и тем самым само появление беспомощности становится нереальным.

Если мы отнесемся  к людям, которые не хотят чего-либо делать не как к ленивым, а как к подверженным выученной беспомощности, то можем помочь и им, и себе.

Прежде всего никогда не следует делать что-то за другого, не потому что он "сядет на шею", а потому что это состояние усугубится и ответственными за это будем уж мы.

Затем -  последствия должны быть и они должны быть объяснены нами чётко и ясно. Что и какое действие привело к этому результату, а почему не получилось это. У человека в таком случае появляется ориентир и этот ориентир не будет связан с ним самим, а будет связан с его действиями. Что само по себе громадная разница. Какой-нибудь пример с собственными действиями, приводившими к подобным результатам, будет как нельзя к месту. 

Знакомство с разными сторонами реальности может показать человеку, что жить можно по-разному, в том числе и самому выбирать последствия. Ведь их создает не только окружающая среда, но, в большей степени, мы сами. И не нужны призывы: "У тебя обязательно получится!" Что-что, а эти призывы - есть всего навсего усиление беспомощности в случае с таким человеком, поскольку он не только не уверен, что у него что-то получится, но и вообще, стоит ли что-то начинать.

Последствия должны быть разнообразными. В ответ на разное поведение людей с выученной беспомощностью, нужно вести себя разным способом. Отвечаем на действия адекватным чувством. Неправильное действие пусть вызовет досаду или злость, если же действие правильно - радуемся на здоровье, главное при этом, чтобы человек, которого мы "лечим", четко начал понимать, с каким именно поведением наши чувства связаны. Нужно уравновесить хорошие и плохие действия хорошими и плохими последствиями.

Промежуток времени между поведением и последствиями должен быть минимальным. Не оттягивать с реакцией, а реагировать тотчас же и разнообразно - вот задача для разрушения выученной беспомощности у человека, которая сформировалась однообразием или отсутствием обратной связи с окружающей средой. Особенно это важно в случае экстремального поведения, необычно хорошего или необычно плохого. 

Конечно, как и все проблемы, выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой, должны предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь - разную в ответ на разные его действия.

Случайные реакции лучше постоянных. Действительно, достаточно глупо выглядят попытки постоянно сопровождать любое поведение человека своими реакциями. Это и не нужно. Не систематические и случайные последствия лучше действуют, чем постоянные. Спустя некоторое время человек сам научится видеть последствия - без нашей помощи.

И наш ребенок, партнер, или наши сотрудники приобретут веру в себя, инициативу и оптимизм. Нам ведь это нужно?

Наша помощь должна заключаться не в том, что мы сделаем что-то за человека, а в том, чтобы разбудить и активизировать  внутренние ресурсы самого человека для того, чтобы он сам мог справиться со своей проблемой. 

Ведь в человеке есть все необходимое для того, чтобы решить любую возникшую у него проблему. И это "  всё необходимое"   должно быть разбуженным и активным.


 "Хороший лес не вырастает без усилий; чем сильнее ветер, тем крепче становятся деревья".  (Дж. Уиллард  Марриотт)

19 комментариев:

  1. Марина - на темы, поднятые Вами есть рассуждения каббалиста М. Лайтмана и там , по моему, есть ответы:
    Правильное воспитание - http://www.youtube.com/watch?v=eZA7LH4Zopg
    Лекарство от депрессии -
    http://www.youtube.com/watch?v=Ai-fzf_L69M
    Русский генофонд -
    http://www.youtube.com/watch?v=AUqZ4MZ-uLQ
    Ваше мнение об этом?

    ОтветитьУдалить
  2. Ох, Иван! Посмотрела я г-на Лайтмана и ничего хорошего сказать не могу:)
    1. Что касается воспитания - школа, детский сад... и ни слова о любви. Видите ли, правильное воспитание без любви невозможно. Только любовь даёт чувство сопричастности ко всему живому, планете в том числе. Где же Вы найдете такую любовь в школе?:)
    Она была в семьях и, надеюсь, будет.
    Так вот кто основатель нашей новой школьной реформы без физики, химии и т.д!:))))Да и нашего дикого форсайт - проекта Детство 2030 - дети в благоприятной общественной среде:))
    2. По поводу депрессии согласна полностью, но он не договорил - депрессия насаждается искусственно, как и ложные ценности, и является отличным средством манипулирования обществом, а во-вторых, она неизбежна, когда человек оторван от своей сути и перспектив. Мы ведь не сами оторвались, не так ли? Нам помогли и помогают это делать на протяжении всего 20 века:)))
    3. Генофонд...
    Иван, если бы эти три видео были всей каббалой, я бы сделала вывод, что глобализация спланирована именно ей!:)
    Скажите, пожалуйста, если мультикультурная революция, которая является серьезной европейской проблемой, настолько хороша, как говорит г-н Лайтман, почему еврейский народ так трепетно ограждает свой генофонд от межэтнических браков? Материалов на эту тему полно. Если это так хорошо, чего же сами-то не впереди планеты всей?:)
    Двойные стандарты это, Иван...
    Те самые двойные стандарты, которые и гробят наш генофонд. Когда на пачке сигарет написано "Курение убивает", а они продаются на каждом шагу, у нормального человека срабатывает нормальная реакция - если бы убивали, не продавались бы.
    И когда спортивные президенты пьют пиво с телеэкранов, кому в голову придёт, что пиво - яд?
    Вы мне лучше скажите, где каббалу почитать можно. Есть письменные источники?

    ОтветитьУдалить
  3. Иван, я нашла, но не ждите от меня скорых выводов. Там достаточно много информации:)))

    ОтветитьУдалить
  4. Прочитав Ваши комментарии, я понял, что суждения Ваши Марина,ивините, поверхностны:

    1. Правильное воспитание - это обучение любви к ближнему,только об этом и говорится.О тех проектах властей России я мало что знаю... .

    2 Депрессия - насаждается кем? И ответ простой - всегда виноват сами знаем кто... . А Вы тут ни при чём вообще.Кто причём?

    http://www.youtube.com/watch?v=9gVc0QCmB08

    3. Марина - хотите верьте, хотите нет - но я русским был, есть и останусь им.Родом я из Сибири и в России у меня большая родня. А жена у меня еврейка и дети,считаются евреями но душой русские.Старший из внуков служит в армии Израиля - и таких как он здесь 30%, остальные парни - из других стран и народов.

    Сильнейшее сопротивление изучению каббалы, скрытой части Торы, оказывают раввины местных религиозных общин и равнодушие приехавших сюда "евреев". Каббалу изучают люди по всему миру, а здесь ситуация изменилась только года два назад... .

    Марина - прошу поверить, что нет у меня желания навязать Вам какую-то идеологию или оправдать кого-то. Вы человек думающий и сами во всём разберётесь.

    ОтветитьУдалить
  5. Иван! Я же сказала, что это поверхностное суждение и улыбочки поставила:)
    Обучить ближнего любви как возможно, если обучающий сам не ведает, что такое любовь? Разве Вам не встречались слова - удушающая любовь, недостаток любви? Наверняка встречались!
    А не возникает вопрос при этом - как это возможно - недостаток или излишек?
    Любовь либо есть либо нет, не так ли? Она не навязывается, не обременяет, она, как Солнце, просто светит и от неё тепло. Как любви можно обучить, её можно только передать. Рядом с тем, кто умеет любить тепло, уютно и спокойно и уходить не хочется. И она у всех есть в душе, просто засохла немножко. Её полить надо и цветочек оживёт:) И не придёт в голову создавать сообщества, где будут учить любви, потому что пространство ею наполнится. А сообщества будут создаваться сами, как и должны - что-то сделать сообща, что-то решить и т.д.
    Изучению воздействия негативных факторов на массы посвящено немало работ. В том числе теория стрессов Тавостокского университета. Известно же, что в основе почти всех заболеваний, в том числе и депрессии, лежит стресс. Наверное, не секрет, что вторая половина 20 века и наше время - это сплошные стрессы и неумение с ними справляться - глвная причина бед. И, конечно, мы ПРИ ЧЁМ. Если я не умею справляться, виноват стресс или я? Стрессы были и будут, но смешно обвинять их в причинах собственной депрессии, а анализировать собственную душевную наполняемость нас не учили. Пришло время, как Вы считаете?
    Иван, не стоит обижаться, очень может быть, все эти материалы о чистоте нации - всего лишь информационная война и нас, как всегда водят за нос. Я думаю, что главное - это все же понимание того, для чего вообще мы и что нас связывает друг с другом на глубинном человеческом уровне.
    Были бы святыми, не пришли бы на Землю. Уроки у всех как общие, так и свои собственные у каждого.
    Я непременно прочту все, что есть на сайте у Лайтмана. Поймите, для Вас эти интервью - часть целого, а для меня - вырванные из контекста. Соответственно, результат разный:))
    Вы согласны?

    ОтветитьУдалить
  6. Разобраться надо обязательно - цель грандиозна.
    А в выводе согласен.

    ОтветитьУдалить
  7. Марина - Вы ролики на youtube.com что я даю смотрите? Можно вставить их здесь, на блоге - так нагляднее о чём речь.

    ОтветитьУдалить
  8. Да, с Лайтманом смотрела. Предыдущие не успела.:)

    ОтветитьУдалить
  9. Марина посмотрите этот фильм о необыкновенных вундеркиндах - это точно по теме поднятой Вами .

    http://video.mail.ru/mail/mshenina/_vblogs/78.html

    ОтветитьУдалить
  10. Иван, этот замечательный фильм шел у нас по ТВ где-то год назад или больше.
    Люди, подобные Тетерину, внушают настоящее уважение.
    А дети... Чудо - оно и есть чудо. Хорошо, что попали к хорошему человеку, не растопчут...

    ОтветитьУдалить
  11. С удовольствием прочитала статью и комментарии. Дискуссия у вас получилась, не шуточная. Интересная тема. Меня смутил, только один момент. Реакция на событие должна быть мгновенной. У меня долгое время была собака и в руководстве по её воспитанию, был точно такой же совет. Неужели человек, так недалеко ушел от животного? Если я, говорю человеку, что он сделал что-то не правильно через сутки, он этого не воспримет? Марина, вы психолог, если вам не сложно ответьте, что вы думаете по этому поводу.

    ОтветитьУдалить
  12. Марина - хочу ознакомить Вас с сайтом Ефимова Виктора Алексеевича:

    http://efimov.spbgau.ru/node/10

    Ректор Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, член Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации «Агрообразование» СЗФО. Под руководством В. А. Ефимова осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров для АПК РФ. В СПбГАУ обучаются более 8,5 тысяч студентов.
    А тут - телемост с каббалистом М. Лайтманом;

    http://rutube.ru/tracks/4095127.html

    По теме Вашего блога.

    ОтветитьУдалить
  13. Иван, здравствуйте!
    Должна Вас разочаровать - я очень хорошо знаю Виктора Алексеевича, правда, заочно. Его лекции однозначно вызывают у меня чувство солидарности:-)
    А когда я слушала его беседу о сегодняшнем мире с точки зрения произведений Пушкина, просто была поражена. Я люблю Пушкина, его прозорливость и интуиция была известна, но, чтобы так конкретно и точно знать, что произойдёт! Я после этой беседы и обратила внимание на Ефимова. Интереснейший человек! За сайт спасибо, что-то не дошло забить в поисковик самой. Впрочем, знаю что - после его выступлений есть над чем думать:-)

    ОтветитьУдалить
  14. Иван! Спасибо за ссылку телемоста - обязательно посмотрю!

    ОтветитьУдалить
  15. Виктория, спасибо за комментарий, во-первых, а во-вторых, сами посудите, если Вы не даёте реакцию сразу, то она позднее просто не способна произвести то действие, на которое была рассчитана. Мозг постоянно наполняется информацией, она сортируется, что-то вызывает чувства, что-то эмоции, в общем, бардак:-) Правда, на первый взгляд. Но, если Вы сообщите человеку через сутки о своей реакции, она не произведет должного эффекта именно потому, что для мозга уже не актуальна. Он уже занят чем-то другим:-) В таких случаях принято говорить: "Что в лоб, что по лбу":-)
    Человеку с выученной беспомощностью нужна реакция сразу именно потому, что он лишен частично или полностью ориентации в мире. Он как слепой или глухой, ему требуется поводырь как раз в виде реакций на его поступки, чтобы он мог выстроить подобие иерархии - где его поступки служат добру, где злу. Другое дело, что свои реакции лучше освобождать от чрезмерной эмоциональности. Для этого существует старый проверенный способ - досчитать до 10, так что реакция всё же не мгновенная:-)
    Человек не ушел от животного, в нем живет и животное и растение, он - просто высшая стадия жизни - Творец, образ и подобие Бога. Но выбирает он сам, кем ему быть - животным или человеком. Примеров и того, и другого, я думаю, достаточно.
    В психологии есть даже направление поведенческое, где в основе человеческой деятельности лежит всего-навсего система "стимул-реакция-подкрепление", как у той же собачки Павлова.
    Так что выбор огромен, можно выбрать для себя всё, что угодно и в этом наше громадное отличие от животных:-)

    ОтветитьУдалить
  16. Марина - я не разочарован, наоборот.

    Виктор Алексеевич, обобщая события и опыт прошедших поколений, нашёл науку каббала - и это закономерно, для думающих и ищущих истину людей, в наше время.
    Это соединение знаний о Высшем мире и желание разобраться с проблемами нашего мира - обязательно принесёт свои плоды в обозримом будущем... .

    ОтветитьУдалить
  17. Я тоже очень надеюсь, что в ОБОЗРИМОМ будущем:-)
    Негоже оставлять после себя непонятное и опасное нечто:-)

    ОтветитьУдалить
  18. Сам страдаю от выученной беспомощности :( В детстве внушали, что без образования будешь никем, и я верил. Теперь во взрослой жизни мучаюсь от того, что буквально не знаю чего мне хотеть, абсолютно ничего не интересует... :((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По-моему, выученная беспомощность - вовсе не Ваш случай:) Её внушением о необходимости образования не сформируешь:)

      Удалить